On-line фото-архив
Репортаж / ВЫСТАВКА ЕЛЕНЫ ЩЕЛЧКОВОЙ «ВРЕМЯ СНОВИДЕНИЙ»
Автор: Владимир Михайлуца<[email protected]>
 
 photoshare.ru: Бесплатное размещение фото

ВЫСТАВКА ЕЛЕНЫ ЩЕЛЧКОВОЙ «ВРЕМЯ СНОВИДЕНИЙ»

10 января 2015г. Персональная выставка Елены Щелчковой. Галерея современного искусства Matiss Club. Санкт-Петербург, Никольская площадь 6. ___________________________________________________________________________________________________________________ В учебных заведениях учат, в лучшем случае, умению наблюдать, видеть и запечатлевать увиденное, но не сопереживать ему, не проникать в его глубинные смыслы. А именно это - открытие скрытого, угадывание тайных механизмов жизни, их эмоциональных флюидов отличает подлинное искусство. «Если хочешь понять невидимое, проникай в видимое как можешь глубже» - говорил об этом Макс Бекман. Хотя творческий процесс явление загадочное даже для самого автора, но можно предположить, что Елена Щелчкова следует этому методу и не случайно, смеясь, называет себя экспрессионисткой. Она снимает внешние приятные покровы с реальности, доискиваясь, докапываясь до, подчас, архаических, пугающих основ бытия. Ее пейзажи воспринимаются неоформившимися тяжелыми потоками магмы, в которой земля едва отделилась от неба, а свет от тьмы и растения еще не обрели свой отчетливый облик. Грузные темные массы не упорядочены, не одухотворены, но в них есть мощь, сила и дремлющая потенция красоты. Художница многообещающе называет свои пейзажи «Город», «Пригород», «Добыча янтаря», но это скорее ожидание, прозрение, чем явь, пока что мир ее образов только высвобождается, выходит из первозданного хаоса. Густые плотные красочные слои, наплывая друг на друга, сливаясь рождают первичные неясные праформы. Спонтанность, стихийность, непредсказуемость мазка органичны для этой живописи, как и ее сумеречная тональность, с едва проступающим неясным зыбким светом. Цвет на этих картинах живет пульсирующими вспышками еще непроявленных, борющихся с тьмой оливковых, багровых, синих красок. Чернота то доминирует, то отступает, но ее присутствие всегда подчеркивает драгоценную красоту цвета. /// Человеческие существа у Елены еще не стали homo sapiens, не проснулись для сознательной жизни. Ее обнаженная натура обделена цветом, лишена теплоты и чувственности. Цвет тут использован как фон, подкладка, подсветка для этих почти монохромных фигур - цветная плоскость подчеркивает их объем, а черный контур придает рельефность. Тесные рамы подчеркивают мощь и силу этих женских персонажей, заставляющих вспомнить образ первобытной Великой Матери - охотницы, воительницы, покровительницы деторождения. Как и у древнейших неолитических изображений этого божества, у них рудиментарная, почти не различимая голова, они безличны в буквальном смысле этого слова, но обладают демонстративно выраженными признаками пола. Но странным образом, тела этих носительниц жизненного инстинкта отливают синевой и таят в себе некую пугающую инфернальность, мертвенность. Может быть потому, что женское божество отождествлялось с землей, связанной и с плодородием и со смертью?... /// Некоторые из этих женских ню, отличающиеся позами и легкими нюансами цвета, названы временами года - ведь природные трансформации это, прежде всего, разные состояния земли. Цикл ню интересно корреспондируется с циклом кукол, в котором, наоборот, изображены только головы, безжизненно бледные, призрачные, часто с закрытыми глазами - «Сон», «Молчание», «Артистка». Написанные легко, прозрачно положенными красками они производят впечатление нежности и хрупкости. От этих печальных головок веет отрешенностью. Возможно, их соотношение с полными жизненной энергии обнаженными в творчестве одного художника вписывается в законы гармонии, притяжения, антагонистов, как душа и тело, активность и покой, свет и мрак? Но, в любом случае, Щелчкова, открыв тему кукол коснулась устойчивой и многозначной темы в искусстве. Ведь сам образ Великой Матери делали в виде глиняной (соломенной, деревянной и т. п.) фигурки – куколки. У славян кукла была посредником между человеком и богами, стихиями природы, добрыми и злыми духами. Куклы были предметом колдовства, а поэтому и преследования - их пытали, обезглавливали и сжигали. С ними боролись как с людьми, они и есть квазилюди: в отличие от скульптуры куклы – и в магии и в игре - имитируют людей, как бы заменяют, вытесняют их, как жуткие человекообразные механизмы Гофмана. Лотман, помимо констатации очевидного понятия «кукла как модель», вводит понятие «тайна куклы». Странные персонажи Елены Щелчковой объединяют оба этих типажа – они как бы женщины, но с судорожной, жесткой, механической пластикой и всегда опущенными веками. Это вводящие в заблуждение своим человекоподобным видом гомункулусы. Даже парафраз «Олимпии» Мане наделяется этими качествами. /// Художнику помимо таланта необходимо еще и мужество, чтобы не бояться открывать новые пути, рискуя оттолкнуть от себя публику. Щелчкова наделена этим даром убежденной смелости – она отважно погружается в дебри фрейдовского Оно, подсознательного, чтобы соприкоснуться с истоками, к сожалению, неизменной человеческой природы. И это не производило бы такого сильного впечатления, не было бы так выразительно, именно, экспрессивно, если бы не было подлинным искусством. P.S. «Временем сновидений» называют свою древнюю культуру австралийские аборигены. /// === Изабелла Белят === 546_Ех_Матисс_Елена Щелчкова

Логин

Пароль

 

Регистрация

Жанр: Репортаж
Автор: Владимир Михайлуца<[email protected]>
Все альбомы автора
 Просмотр в виде альбома
 










































117 фотографий
Страницы: 1 2 3 6
18008 просмотров, сегодня: 0
Альбом загружен 12 января 2015 года




2006—2019 photoshare.ruБесплатный фотохостинг
О проекте | Справка | Условия использования | Контакт: [email protected]