10 сентября 2015г. В Смольном соборе открылась выставка фотографий фотохудожника Стаса Чабуткина. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 1.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Это один из самых впечатляющих проектов Чабуткина – съемки на Афоне, в скиту «Новая Фиваида»: незнакомый завораживающий мир, репортаж, одновременно и правдивый, и сказочный, о жизни русских монахов-пустынников в далекой Греции. ///
Издревле на святой горе Афон, на одном из трех полуостровов Халкидики существовали великие монастыри, числом двадцать, и среди них – богатый и процветающий Русский Пантелеймонов монастырь. Подвизались на Афоне и монахи-одиночки, келлиоты-пустынники, коих всегда было не меньше, чем монастырских иноков. В 1875 г. игуменом Пантелеймонова монастыря впервые в его истории был поставлен не грек, а русский монах Макарий, и он выделил на монастырских землях территорию, где могли селиться русские монахи-пустынники. Так возник скит «Новая Фиваида». Фиваидой именовалась местность в Египте, в окрестностях Фив, где на заре христианства ютились первые отшельники. Фиваида считается колыбелью христианского монашества. ///
В многочисленных кадрах, отснятых С. Чабуткиным как в Пантелеймоновом монастыре, так и в Новой Фиваиде, неизменно присутствуют такт и деликатность. К ним располагает сама тематика съемок, но фотограф в этих сериях возвел деликатность и сдержанность в ранг творческого метода. ///
Греческий пейзаж красив, более того – избыточно красив. И Стас Чабуткин не старается утопить зрителя в этой красоте, а наоборот, отчасти ее редуцирует, отчего фотографии приобретают обаяние старинных открыток или гравюр. ///
Среди листов серии «Новая Фиваида» есть и пейзаж, и архитектура, и портрет, и жанровые сцены. Благодаря эмоциональной сдержанности все фотографии кажутся равноценными и воспринимаются как некое единое обобщенное художественное произведение, при том что каждый снимок остается самостоятельным произведением искусства. Всю серию в целом уместно назвать поэмой о «Новой Фиваиде», лучше даже сказать – симфонией, ибо в этих фотографиях ощущается звучание музыки, то тихой и задумчивой, то суровой и величественной.
( http://www.cathedral.ru/vistavki1/10/298 )
________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ: ____________________________________
ЭХО – Музей истории фотографии, Санкт-Петербург (2008) __
"ПРОБА ПЕРЬЕВ". Галерея “ArsMagna”, Санкт-Петербург (2007) __
"ИЗБРАННОЕ". Галерея "РД", Санкт-Петербург (2007) __
"ЛИЦА. 1978–2004". Галерея "Раскольников", Санкт-Петербург (2005) __
"ЖАНР: ПЕТЕРБУРГ". Антик-отель «Казанская, 5». Санкт-Петербург (2004) __
"ЕСТЬ ТАКОЙ ГОРОД". El Teatro Nacional, San-Jose, Costa-Rica, XIV Festival de musica «CREDOMATIC», (2004) __
"МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ". Центральный Дом Художника, Москва (2004) __
"СУБЪЕКТИВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ". Союз фотохудожников России, галерея "ФотоСоюз", Москва (2004) __
"ВЫСТАВКА ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ". Государственный Центр Фотографии РФ, Санкт-Петербург (2003) __
"ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД". Культурный центр «ПУШКИНСКАЯ 10», галерея «ФОТОImage», Санкт-Петербург (2003) __
"АФОН. СКИТ "НОВАЯ ФИВАИДА". КВЗ «Смольный собор» (2007) __
Галерея “ArsMagna”, Санкт-Петербург (2006) __
Приход церкви Ильи Пророка, Санкт-Петербург (2005) __
Галерея "ИНК-КЛУБ", Санкт-Петербург (2003) __
ТИКХАМ, Тихвин (2002) __
Институт "Открытое общество" ( Фонд Сороса), Санкт-Петербург (2001) __
Галерея "Art Collegium" Санкт-Петербург (2000) __
"ПЕТЕРБУРГ – КРУГЛЫЕ СУТКИ". Ярославский Государственный художественный музей, Ярославль (2002) __
"КИЛЬКАРТ". (совместно с Вальраном). Галерея «Борей», Санкт-Петербург (2001) __
Ярославский художественный музей, Ярославль (2001) __
Theatre National de Nice. IV Festival des Arts et du Cinema RUSSES. Nice, France (2002) __
Галерея "Сэм Брук", Государственный Культурный Центр-музей В .Высоцкого, Москва (2002) __
Смольный Собор (совместно с В.Обедковым) (2009) __ .
___ (1011_Смольный_Ст.Чабуткин) ___