5 апреля 2016г. Выставка фотографии "Бес балета, без балета". Владимир Брыляков, Алексей Кривцов, Григорий Майофис, Андрей Чежин. Музей современного искусства им. Дягилева СПбГУ. СПб, наб. Лейтенанта Шмидта, 11
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
31 марта (19-го по старому стилю) исполняется 144 года со дня рождения великого подвижника и пропагандиста русского искусства, светского бонвивана и дальнозоркого
продюсера Сергея Дягилева. Из-за мировой известности его детища - «Русских сезонов» в Париже, это имя часто связывают с балетом, хотя на его счету: создание
творческого содружества "Мир искусства"., монография о художнике Д.Г. Левицком, Историко-художественная выставка русских портретов XVII-XVIII веков в Таврическом
дворце, выставки русских и финляндских художников в музее Штиглица, постановка в Париже оперы "Борис Годунов" с участием Шаляпина. По словам А.Н. Бенуа, "ни одна из
затей не получила бы своего осуществления, если бы Дягилев не возглавил ее и не привнес бы своей энергии туда, где творческого начала было уже много, но где не было
главного - объединяющей роли". При этом, известно, что в начале своей деятельности Дягилев относился к балету пренебрежительно, оценивая его с иронией: «...смотреть
балет с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже
маленькие умственные способности». Однако, впоследствии именно балетные спектакли «Русских сезонов» сделали европейским звездами российских художников, входивших в
«Мир искусства»: Бенуа, Бакста, Головина, Рериха, Гончарову и Ларионова. Именно поэтому, к очередному дню рождения русского гения мы делаем выставку, которая относится
к балету с любовью, но и с ироничной рефлексией от лица художественного цеха. ///
Человек — как главный объект интереса человека и его тело — как главный пластический объект для наблюдения занимает одно из главных мест и в новом искусстве
«технической воспроизводимости» - фотографии. При этом, балет, как квинтэссенция сверх-возможностей пластики человеческого тела, естественно, интересовал фотографов
как отдельное явление чуть ли не со времен изобретения фотографии. Однако, за многие годы фотосъемок этот интерес успел превратиться в отдельный (и довольно
неповоротливый) академический жанр «балетное фото». Что и делает возможным для современных художников наблюдать этот окостеневший жанр и трактовать его по своему, с
юмором. Тем самым креативным юмором, который и завещал нам великий маэстро Дягилев. /// _
== Дмитрий Пиликин ==
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бес балета, без билета.
Любите ли вы балет так, как не люблю его я? ///
Я люблю фотографию, музыку, кинематограф, чтение…балет не люблю, но не всегда высказывание получается от большой любви. Тем более, не любить, не значит иметь
невозможность рассуждать о балете, как Пьер Байяр - «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» пишет об опыте своего нечтения, так и в данной ситуации балет
– это только повод для постмодернистской игры. «Существует много способов нечтения, и самый радикальный из них, конечно, - вообще не открывать ни одной книги. Доводя
идею не-чтения до логического конца, получим стопроцентного нечитателя, который в жизни не раскрыл ни одной книжки, что не мешает ему, однако, иметь о них
представление и его высказывать» (Пьер Байяр. "Балет без слов, без границ, без пуантов, без правил"). Но балет давно уже стал и важным маркером российской жизни
(вспомним демонстрацию «Лебединого озера» как заставку путча ГКЧП или депутата-балерину Анастасию Волочкову). ///
Балет – это вид искусства, переживаемый в пространстве и времени, его мимолетная красота неуловима. Невозможно остановить мгновение в танце, но можно запомнить
ощущения, эмоции, оттенки впечатлений. По сути, все авторы, представленные на это выставке, формально используя понятие «балет», в произведениях создают собственный
фотографический мир, который менее всего ассоциируется с классическим восприятием этого вида искусства. Здесь скорее такая «игра в игру игры». И хотя слово «балет»
вынесен в название выставки, отрицание бес/без важнее. Балет без балета. Бес – буквально означает "существо без тела", бес нот - лирическая музыка для души – бес слов.
Бес порно - бесспорно, бес балета. «Седина в бороду – бес в ребро». «Лучше балета бывает только кордебалет» - Геннадий Малкин. Какое лето без балета? Живут же люди без
балета! ///
Жили без балета – Дама ждет валета, У валета нет букета, Вот и ждет он лето! «Мне скучно, бес…» и без, конечно, и бесконечное – конечно, конечно, можно бесконечно,
пробел… /// __
== Андрей Чежин == _
diaghilevmuseum.ru
(1250_Дягилев_4 фотографа)